Табиий ресурслардан оқилона фойдаланиш ва атроф-муҳит муҳофазасини таъминлаш

ТРАНСФОРМАЦИЯ 2030 > Табиий ресурслардан оқилона фойдаланиш ва атроф-муҳит муҳофазасини таъминлаш

4-Устувор йўналиш:

Табиий ресурслардан оқилона фойдаланиш ва атроф-муҳит муҳофазасини таъминлаш
24-1
ҚИШЛОҚ ХЎЖАЛИГИ ЕРЛАРИ:

Ердан фойдаланиш ҳуқуқининг етарли даражада кафолатланмаганлиги хўжаликларни бошқариш самарадорлигини оширишга тўсқинлик қилмоқда ва инвестицияларни жалб қилишни чекламоқда. Ҳозирги вақтда ер участкаларини тақсимлашнинг ҳамда ердан фойдаланувчилар ҳуқуқларини ҳимоя қилишнинг аниқ ва шаффоф механизмлари тўлиқ яратилмаган. Шунингдек, ер участкаларини иккиламчи ижарага бериш назарда тутилмаганлиги қишлоқ хўжалиги ерларини нисбатан салоҳиятли ердан фойдаланувчиларга ўтишига тўсқинлик қилмоқда.

СУВ БИЛАН ТАЪМИНЛАШ ВА ИРРИГАЦИЯ:

Қишлоқ хўжалигига мўлжалланган 20,2 млн гектар ерларнинг атиги 20,7 фоизи суғориладиган ерлар
ҳисобланади. Сўнгги 15 йил мобайнида аҳоли жон бошига суғориладиган ерлар 24 фоизга(0,23 га дан 0,16 гача) камайган.

Мазкур ҳолат аҳоли сонининг ўсиши, сув таъминоти ҳажмининг қисқариши ва қишлоқ хўжалигига мўлжалланган ерларнинг бошқа ер фонди тоифаларига ўтиши натижасида юзага келган. Прогнозларга кўра, келгуси 30 йил мобайнида суғориладиган ер майдонлари яна 20- 25 фоизга қисқариши мумкин.

Мамлакат сув ресурсларининг қарийб 80 фоизи трансчегаравий сув ҳавзалари ҳисобига шаклланади. Мазкур ҳолат Марказий Осиёда, хусусан Ўзбекистон Республикасида сув ресурсларини барқарор бошқариш учун минтақавий ҳамкорликнинг муҳимлигини белгилайди. Мамлакатда ирригация тармоқларининг 70 фоизи фильтрацияга қарши қопламага эга эмас, оқибатда сувнинг бир қисми далагача етказиш жараёнида йўқотилмоқда. Мавжуд ирригация инфратузилмаси, насос станцияларининг катта қисми 30 — 40 йилдан ортиқ фойдаланилмоқда ва реконструкция ёки капитал таъмирга муҳтож.

Ҳозирги вақтда суғориладиган ерларнинг фақатгина 1,7 фоизида томчилатиб суғориш тизими жорий этилган. Деҳқончиликнинг ирригацияга юқори даражада боғлиқлиги сабабли анъанавий суғориш услубларини қўллашнинг давом этаётганлиги ҳамда иқлим ўзгариши натижасида қурғоқчиликнинг кескин кучайиши билан вазият янада мураккаблашиши мумкин. Жаҳон ресурслари институтининг прогнозига кўра, 2040 йилга бориб Ўзбекистон сув танқислиги энг юқори бўлган 33 та мамлакатнинг бирига айланади. Ҳосилдорликнинг камайиши озиқ-овқат хавфсизлиги ва тўлов баланси учун жиддий салбий оқибатларни келтириб чиқаради, бу эса сув ресурсларини барқарор бошқариш ва қишлоқ хўжалиги экинларини етиштиришда ресурстежамкор технологияларни қўллаш заруратини юзага келтиради. Қишлоқ хўжалиги эҳтиёжлари учун сув етказиб бериш харажатларини қоплаш механизмининг мавжуд эмаслиги сув тежовчи технологияларни кенг жорий қилишга тўсқинлик қилмоқда.

Европа Иттифоқи Парламентининг сув бўйича директивасига (2000/60/ЕИ) мос янги замонавий сув қонунчилигининг жорий қилиниши келгусида сув сиёсатини тартибга соладиган зарур норматив-ҳуқуқий база ишлаб чиқилишини ва сув ресурсларини бошқаришнинг уйғунлашган услублари жорий қилинишини таъминлайди.

ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО:

Одним из основных природных ресурсов страны является лесной фонд, занимающий 11, 1 млн га или 25% от общей территории. В то время как покрытая лесом площадь составляет 3,2 млн га (29%). За последние годы Правительством уделялось отдельное внимание управлению лесными ресурсами. В 2017 году был создан Государственный комитет лесного хозяйства, площадь лесов увеличена на 2,3 млн га, создано 12 новых лесохозяйственных предприятий и реализован ряд мер по укреплению материально-технической базы. В том числе были проведены работы по созданию лесов на высохшем дне Аральского моря, расширению площадей защитных лесонасаждений, увеличению ветрозащитных зеленых полос на сельскохозяйственных землях, созданию улучшенных систем мониторинга и совершенствованию программ экологического образования. Наряду с этим эффективное управление природными ресурсами является основным приоритетом для устойчивого развития сельского хозяйства и сельской местности, направленного на минимизацию негативных последствий для окружающей среды и климата, вызванных нерациональным использованием природных ресурсов.

АГРО- ЭКОЛОГИЯ:

При наличии в стране минимальных агроэкологических стандартов основная часть основана на устаревших технологиях. При разработке сельскохозяйственных практик неучитываются экологические факторы . При улучшении агроэкологических практик и разработке стандартов и механизмов охраны природных ресурсов необходима интеграция экологических факторов.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ:

The main objective of this strategic priority is to ensure the rational and efficient use of natural resources and environmental protection in the sustainble development of agriculture.

КЛЮЧЕВЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ,

которые планируется осуществить для достижения этих целей, включают:

Водные ресурсы:

уменьшение использования воды на гектар орошаемой площади на 20%до 2030 года;

совершенствование механизмов государственной поддержки местных производителей и покупателей водосберегающих технологий;

совершенствование системы управления водными ресурсами;

разработка порядка покрытия расходов обеспечения водой в сельском хозяйстве с использованием смарт-технологий (мини-измерительных станций и «умных палочек»);

разработка и внедрение в качестве эксперимента проектов государственно-частного партнерства в сфере орошения для повышения эффективности использования земельных и водных ресурсов, а также привлечения частных инвестиций в сельское хозяйство.

Земельные ресурсы сельского хозяйства:

разработка и внедрение надлежащей сельскохозяйственной и экологической практики (GAEP);

принятие мер по оказанию содействия внедрения стандартов надлежащей сельскохозяйственной и экологичесной практики (GAEP) сельхозпроизводителям, а также надлежащей производственной практики (GMP) аграрному предпринимательству и других стандартов качества;

пропаганда практики, безопасной для экологии и климата в сельском хозяйстве;

внесение изменений в Земельный кодекс Республики Узбекистан, предусматривающих совершенствование механизмов защиты прав землепользования и внедрение порядка предоставления дехканским хозяйствам земельных участков для временного пользования с сохранением права пожизненного наследуемого владения земельным участком, а также внесение поправок и дополнений, предусматривающих предоставление землепользователям прилежащих земельных участков права преимущественного отказа на получение права аренды земельного участка при прекращении права землепользования в установленном порядке;

развитие системы кадастра земель сельскохозяйственного назначения, модернизация возможностей и инфраструктуры учреждений в области управления земельными ресурсами;

совершенствование кадастровой системы учета земель сельскохозяйственного назначения и объединение с системой учета прав собственности на недвижимое имущество в единую информационную систему для учета прав землепользования и прав собственности;

пересмотр системы определения кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения;

сохранение и повышение плодородия почвы с внедрением практики эффективного использования удобрений в зависимости от почвенно-климатических условий путем закупки мобильных лабораторий почвенного анализа.

Лесные ресурсы:

совершенствование системы подготовки и переподготовки надрав в сфере управления лесными ресурсами;

совершенствование системы управления лесными ресурсами;

внедрение современных методов оценки и проведение мониторинга лесных ресурсов;

разработка системы критериев и показателей, обеспечивающих учет лесных ресурсов по рыночной стоимости.

Агроэкология и адаптация к изменению климата и смягчение его последствий:

принятие национального плана действий по предотвращению последствий изменения климата;

укрепление институционального потенциала по обеспечению биологической безопасности, контролю использования природных ресурсов, пестицидов и химических средств в сельском хозяйстве;

разработка минимальных экологических стандартов и требований на основе надлежащей сельскохозяйственной и экологической практики (GAEP) для мониторинга воздействия сельскохозяйственного производства на состояние экосистем и биотопов.

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ИНДИКАТОРЫ
Общая площадь сельскохозяйственных земель для производства продукции для государственных закупок
Увеличение числа фермеров, применивших надлежащую сельскохозяйственную и экологическую практику, а также международную систему качества менеджмента
bl_4_1
bl_4_2
Общая площадь сельскохозяйственных земель с внедрением водосберегающих технологий
Сокращение доли земель с высокими показателями засоленности
bl_4_3
bl_4_4
Расширение площадей с лесным покровом
Расширение площадей под ореховые культуры (фисташка, грецкий орех, миндаль)
bl_4_5
bl_4_6
ДОРОЖНАЯ КАРТА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ

Краткосрочные действия

1

1 марта 2020 года

Министерство водного хозяйства, Госкомземгеодeзкадастр, Министерство сельского хозяйства

Implementation of up-to-date technologies for monitoring of the land ameliorative condition and salinization.

2

1 апреля 2020 года

Госкомземгеодезкадастр, Министерство сельского хозяйства, Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций

Совершенствование кадастровой системы учета земель сельскохозяйственного назначения и обеспечение подключения к единой информационной системе прав собственности на недвижимое имущество для учета прав землепользования и прав собственности.

3

1 декабря 2020 года

Госкомземгеодезкадастр, Министерство сельского хозяйства, Министерство водного хозяйства, Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель

Внесение изменений и дополнений в Земельный кодекс Республики Узбекистан, предусматривающих:
– пересмотр условий расторжения договора аренды земельного участка с землеполь-зователями и разработку соответствующих требований к упрощенному и прозрачному механизму;
– совершенствование механизмов защиты прав землепользования;
– выделение дехканским хозяйствам земельных участков на льготных условиях в целях стимулирования расширения их деятельности;
– предоставление дехканским хозяйствам для реализации перспективных инвестиционных проектов права пользования дополнительными земельными участками;

4

1 декабря 2020 года

Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды, Министерство сельского хозяйства, Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, Госкомземгеодезкадастр

Разработка и внедрение надлежащей сельскохозяйственной и экологической практики (GAEP). При этом предусматривается:
– разработка инструкции по соблюдению принципов надлежащей сельскохозяйственной и экологической практики (GAEP), ориенти-рованной на производителей сельскохозяйственной продукции;
– внедрение стандартов надлежащей сельскохозяйственной и экологической практики (GAEP) сельскохозязйственным производителям, а также надлежащей производственной практики (GMP) аграрному предпринимательству и других стандартов качества.

5

1 декабря 2020 года

Госкомземгеодезкадастр, Министерство сельского хозяйства, Министерство водного хозяйства, Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель

Внесение изменений и дополнений в Земельный кодекс Республики Узбекистан, предусматривающих:
– пересмотр условий расторжения договора аренды земельного участка с землеполь-зователями и разработку соответствующих требований к упрощенному и прозрачному механизму;
– совершенствование механизмов защиты прав землепользования;

6

1 декабря 2020 года

Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды, Министерство сельского хозяйства, Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, Госкомземгеодезкадастр

Разработка и внедрение надлежащей сельскохозяйственной и экологической практики (GAEP). При этом предусматривается:
– разработка инструкции по соблюдению принципов надлежащей сельскохозяйственной и экологической практики (GAEP), ориенти-рованной на производителей сельскохозяйственной продукции;

7

На постоянной основе

Министерство сельского хозяйства, Госкомземгеодезкадастр

Сохранение и повышение плодородия почвы с внедрением практики эффективного использования удобрений в зависимости от почвенно-климатических условий путем расширения деятельности мобильных лабораторий почвенного анализа.

Средние и долгосрочные действия

8

На постоянной основе

Министерство сельского хозяйства, «Госкомземгеодезкадастр»

Внедрение эффективной системы использования удобрений исходя из почвенно-климатических условий путем расширения деятельности мобильных лабораторий анализа почвы, принятие мер по сохранности и дальнейшему повышению плодородия почв.

9

I квартал 2021 года

«Госкомземгеодезкадастр», Министерство сельского хозяйства, Министерство водного хозяйства, Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана

Внесение изменений и дополнений в Земельный кодекс Республики Узбекистан, предусматривающих:
систематизацию всех действующих нормативно-правовых актов, определяющих инструменты и механизмы защиты прав землепользования.

10

На постоянной основе

Министерство водного хозяйства, «Госкомземгеодезкадастр», Министерство сельского хозяйства

Регулярное ведение мониторинга за мелиоративным состоянием и степенью засоленности земель на основе современных технологий.

11

IV квартал 2020 года

Центральный банк, Министерство сельского хозяйства, Министерство водного хозяйства, Совет фермерских,
дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана

Упрощение порядка использования права аренды земельного участка в качестве залогового обеспечения при получении кредитов и займов, принимая во внимание внедрение рыночных механизмов оценки стоимости земли.

12

I квартал 2021 года

«Госкомземгеодезкадастр», Министерство сельского хозяйства, Министерство водного хозяйства

Реализация, в качестве эксперимента, программы интеграции земель сельскохозяйственного назначения в качестве прилегающих земельных участков с целью повышения эффективности использования земель для фермеров.

13

I квартал 2021 года

«Госкомземгеодезкадастр», Министерство водного хозяйства, Министерство сельского хозяйства, Министерство инвестиций и внешней торговли, Министерство финансов

Разработка и внедрение, в качестве эксперимента, проектов государственно-частного партнерства в сфере орошения с целью повышения эффективности использования земельных и водных ресурсов, привлечения частных инвестиций в сельское хозяйство.

14

II квартал 2021 года

Министерство водного хозяйства

Пересмотр системы управления водными ресурсами.

15

На постоянной основе

Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана, Министерство сельского хозяйства

Ведение мониторинга за результатами внедрения надлежащей сельскохозяйственной и экологической практики (GAEP).

16

IV квартал 2021 года

Министерство сельского хозяйства, «Госкомземгеодезкадастр», Академия наук, Совет Министров Республики Каракалпакстан и хокимияты областей

Оптимизация земельных участков научно исследовательских институтов сельскохозяйственного направления на основе оценки работ с целью определения планов по использованию ими земель в будущем, соответствующих приоритетным задачам в области научных исследований.

17

I квартал 2022 года

Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды, Министерство сельского хозяйства

Укрепление институционального потенциала в области обеспечения биологической безопасности, а также контроля за использованием природных ресурсов, пестицидов и химических средств в сельском хозяйстве.

18

II квартал 2022 года

Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды, Министерство сельскоm хозяйства, Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана

Разработка и внедрение минимальных экологических стандартов и требований на основе надлежащей сельскохозяйственной и экологической практики (GAEP) для ведения мониторинга воздействия сельскохозяйственного производства на состояние экосистем и биотопов.

19

IV квартал 2022 года

Министерство водного хозяйства, Министерство сельском хозяйства, Министерство инновационного развития, Министерство финансов, Узбекпидрогеолопия

Внедрение эффективной системы оплаты за услуги предприятий водного хозяйства, связанные с доставкой воды и его распределением между водопотребителями (водопользователями) путем применения смарттехнологий (мини-измерительных станций и «умных палочек»).

20

II квартал 2023 года

«Госкомземгеодезкадастр», Министерство сельского хозяйства

Создание вторичного рынка с целью обеспечения свободного перехода права землевладения от неэффективных пользователей.

21

I квартал 2023 года

«Госкомземгеодезкадастр», Министерство инвестиций и внешней торговли, Министерство сельского хозяйства, Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана

Разработка инвестиционной программы, направленной на модернизацию инфраструктуры и возможностей учреждений в сфере управления земельными ресурсами, развитие кадастровой системы земель сельскохозяйственного назначения с целью совершенствования механизмов финансирования, основанных на праве землевладения и повышении эффективности мероприятий государственной политики.