Обеспечение рационального использования природных ресурсов и охрана окружающей среды

ТРАНСФОРМАЦИЯ 2030 > Обеспечение рационального использования природных ресурсов и охрана окружающей среды

ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ 4

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕИ СРЕДЫ
24-1
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЗЕМЛЯ:

Отсутствие правовой защиты индивидуальных прав землепользования в настоящее время ограничивает эффективное управление земельными ресурсами и ограничивает привлечение инвестиций. Четкие и прозрачные механизмы распределения земельных участков и защиты прав землепользователей ещё полностью не разработаны. Кроме того, отсутствие законных механизмов суб-лизинга препятствует передаче сельскохозяйственных земель пользователям с наибольшим спросом и потенциалом.

ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ И ОРОШЕНИЕ:

Из 20,2 млн гектаров земель сельскохозяйственного назначения только 20, 7% — орошаемые. За последние 15 лет наличие орошаемых земель на душу населения снизилось на 24% (с 0,23 га до О, 16 га). Это является результатом роста населения, сокращения объемов водоснабжения и перевода земель сельскохозяйственного назначения в другие категории земельного фонда. Согласно прогнозам, в течение следующих 30 лет площади орошаемых земель могут сократиться еще на 20-25%. Недостаточный уровень гарантированности права на землепользование сдерживают рост эффективности управления хозяйством и ограничивают привлечение инвестиций.

В настоящее время полноценно не разработаны четкие и прозрачные механизмы распределения земельных участков, а также защиты прав землепользователей. Также не предусмотрена возможность субаренды земельных участков, что препятствует переходу земель сельскохозяйственного назначения к пользователям с большим потенциалом. Около 80% водных ресурсов страны формируется за счет трансграничных водотоков. Это подчеркивает важность межрегионального сотрудничества для устойчивого управления водными ресурсами в Центральной Азии и в Республике Узбекистан, в частности. В стране 70% ирригационных сетей не имеют антифильтрационного покрытия, вследствие чего часть воды теряется при транспортировке до полей. Существующая ирригационная инфраструктура, большая часть насосных станций эксплуатируется более 30-40 лет и нуждается в реконструкции или капитальном ремонте. В настоящее время только на 1, 7% орошаемых земель внедрено капельное орошение. Учитывая высокую степень зависимости земледелия от ирригации, ситуация может ухудшиться с увеличением засушливости в результате изменения климата и продолжающегося применения традиционных методов полива.

Согласно прогнозу Института мировых ресурсов, к 2040 году Узбекистан станет одной из 33 стран с наибольшим дефицитом воды. Снижение урожайности приведет к серьезным негативным последствиям для продовольственной безопасности и платежного баланса, что подчеркивает необходимость перехода к практике устойчивого управления водными ресурсами и ресурсосберегающих технологий при возделывании сельскохозяйственных культур. Отсутствие механизма восполнения расходов за обеспечение водой для нужд сельского хозяйства сдерживает широкое внедрение водосберегающих технологий.

Внедрение нового современного водного законодательства, соответствующего директиве по водным ресурсам Парламента Европейского союза (2000/60/ЕС) обеспечит разработку необходимой нормативно-правовой базы для упорядочения будущей водной политики и внедрения интегрированных методов управления водными ресурсами.

ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО:

Одним из основных природных ресурсов страны является лесной фонд, занимающий 11, 1 млн га или 25% от общей территории. В то время как покрытая лесом площадь составляет 3,2 млн га (29%). За последние годы Правительством уделялось отдельное внимание управлению лесными ресурсами. В 2017 году был создан Государственный комитет лесного хозяйства, площадь лесов увеличена на 2,3 млн га, создано 12 новых лесохозяйственных предприятий и реализован ряд мер по укреплению материально-технической базы. В том числе были проведены работы по созданию лесов на высохшем дне Аральского моря, расширению площадей защитных лесонасаждений, увеличению ветрозащитных зеленых полос на сельскохозяйственных землях, созданию улучшенных систем мониторинга и совершенствованию программ экологического образования. Наряду с этим эффективное управление природными ресурсами является основным приоритетом для устойчивого развития сельского хозяйства и сельской местности, направленного на минимизацию негативных последствий для окружающей среды и климата, вызванных нерациональным использованием природных ресурсов.

АГРО- ЭКОЛОГИЯ:

При наличии в стране минимальных агроэкологических стандартов основная часть основана на устаревших технологиях. При разработке сельскохозяйственных практик неучитываются экологические факторы . При улучшении агроэкологических практик и разработке стандартов и механизмов охраны природных ресурсов необходима интеграция экологических факторов.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ:

The main objective of this strategic priority is to ensure the rational and efficient use of natural resources and environmental protection in the sustainble development of agriculture.

КЛЮЧЕВЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ,

которые планируется осуществить для достижения этих целей, включают:

Водные ресурсы:

уменьшение использования воды на гектар орошаемой площади на 20%до 2030 года;

совершенствование механизмов государственной поддержки местных производителей и покупателей водосберегающих технологий;

совершенствование системы управления водными ресурсами;

разработка порядка покрытия расходов обеспечения водой в сельском хозяйстве с использованием смарт-технологий (мини-измерительных станций и «умных палочек»);

разработка и внедрение в качестве эксперимента проектов государственно-частного партнерства в сфере орошения для повышения эффективности использования земельных и водных ресурсов, а также привлечения частных инвестиций в сельское хозяйство.

Земельные ресурсы сельского хозяйства:

разработка и внедрение надлежащей сельскохозяйственной и экологической практики (GAEP);

принятие мер по оказанию содействия внедрения стандартов надлежащей сельскохозяйственной и экологичесной практики (GAEP) сельхозпроизводителям, а также надлежащей производственной практики (GMP) аграрному предпринимательству и других стандартов качества;

пропаганда практики, безопасной для экологии и климата в сельском хозяйстве;

внесение изменений в Земельный кодекс Республики Узбекистан, предусматривающих совершенствование механизмов защиты прав землепользования и внедрение порядка предоставления дехканским хозяйствам земельных участков для временного пользования с сохранением права пожизненного наследуемого владения земельным участком, а также внесение поправок и дополнений, предусматривающих предоставление землепользователям прилежащих земельных участков права преимущественного отказа на получение права аренды земельного участка при прекращении права землепользования в установленном порядке;

развитие системы кадастра земель сельскохозяйственного назначения, модернизация возможностей и инфраструктуры учреждений в области управления земельными ресурсами;

совершенствование кадастровой системы учета земель сельскохозяйственного назначения и объединение с системой учета прав собственности на недвижимое имущество в единую информационную систему для учета прав землепользования и прав собственности;

пересмотр системы определения кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения;

сохранение и повышение плодородия почвы с внедрением практики эффективного использования удобрений в зависимости от почвенно-климатических условий путем закупки мобильных лабораторий почвенного анализа.

Лесные ресурсы:

совершенствование системы подготовки и переподготовки надрав в сфере управления лесными ресурсами;

совершенствование системы управления лесными ресурсами;

внедрение современных методов оценки и проведение мониторинга лесных ресурсов;

разработка системы критериев и показателей, обеспечивающих учет лесных ресурсов по рыночной стоимости.

Агроэкология и адаптация к изменению климата и смягчение его последствий:

принятие национального плана действий по предотвращению последствий изменения климата;

укрепление институционального потенциала по обеспечению биологической безопасности, контролю использования природных ресурсов, пестицидов и химических средств в сельском хозяйстве;

разработка минимальных экологических стандартов и требований на основе надлежащей сельскохозяйственной и экологической практики (GAEP) для мониторинга воздействия сельскохозяйственного производства на состояние экосистем и биотопов.

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ИНДИКАТОРЫ
Общая площадь сельскохозяйственных земель для производства продукции для государственных закупок
Увеличение числа фермеров, применивших надлежащую сельскохозяйственную и экологическую практику, а также международную систему качества менеджмента
bl_4_1
bl_4_2
Общая площадь сельскохозяйственных земель с внедрением водосберегающих технологий
Сокращение доли земель с высокими показателями засоленности
bl_4_3
bl_4_4
Расширение площадей с лесным покровом
Расширение площадей под ореховые культуры (фисташка, грецкий орех, миндаль)
bl_4_5
bl_4_6
ДОРОЖНАЯ КАРТА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ

Краткосрочные действия

1

1 марта 2020 года

Министерство водного хозяйства, Госкомземгеодeзкадастр, Министерство сельского хозяйства

Implementation of up-to-date technologies for monitoring of the land ameliorative condition and salinization.

2

1 апреля 2020 года

Госкомземгеодезкадастр, Министерство сельского хозяйства, Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций

Совершенствование кадастровой системы учета земель сельскохозяйственного назначения и обеспечение подключения к единой информационной системе прав собственности на недвижимое имущество для учета прав землепользования и прав собственности.

3

1 декабря 2020 года

Госкомземгеодезкадастр, Министерство сельского хозяйства, Министерство водного хозяйства, Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель

Внесение изменений и дополнений в Земельный кодекс Республики Узбекистан, предусматривающих:
— пересмотр условий расторжения договора аренды земельного участка с землеполь-зователями и разработку соответствующих требований к упрощенному и прозрачному механизму;
— совершенствование механизмов защиты прав землепользования;
— выделение дехканским хозяйствам земельных участков на льготных условиях в целях стимулирования расширения их деятельности;
— предоставление дехканским хозяйствам для реализации перспективных инвестиционных проектов права пользования дополнительными земельными участками;

4

1 декабря 2020 года

Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды, Министерство сельского хозяйства, Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, Госкомземгеодезкадастр

Разработка и внедрение надлежащей сельскохозяйственной и экологической практики (GAEP). При этом предусматривается:
— разработка инструкции по соблюдению принципов надлежащей сельскохозяйственной и экологической практики (GAEP), ориенти-рованной на производителей сельскохозяйственной продукции;
— внедрение стандартов надлежащей сельскохозяйственной и экологической практики (GAEP) сельскохозязйственным производителям, а также надлежащей производственной практики (GMP) аграрному предпринимательству и других стандартов качества.

5

1 декабря 2020 года

Госкомземгеодезкадастр, Министерство сельского хозяйства, Министерство водного хозяйства, Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель

Внесение изменений и дополнений в Земельный кодекс Республики Узбекистан, предусматривающих:
— пересмотр условий расторжения договора аренды земельного участка с землеполь-зователями и разработку соответствующих требований к упрощенному и прозрачному механизму;
— совершенствование механизмов защиты прав землепользования;

6

1 декабря 2020 года

Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды, Министерство сельского хозяйства, Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, Госкомземгеодезкадастр

Разработка и внедрение надлежащей сельскохозяйственной и экологической практики (GAEP). При этом предусматривается:
— разработка инструкции по соблюдению принципов надлежащей сельскохозяйственной и экологической практики (GAEP), ориенти-рованной на производителей сельскохозяйственной продукции;

7

На постоянной основе

Министерство сельского хозяйства, Госкомземгеодезкадастр

Сохранение и повышение плодородия почвы с внедрением практики эффективного использования удобрений в зависимости от почвенно-климатических условий путем расширения деятельности мобильных лабораторий почвенного анализа.

Средние и долгосрочные действия

8

На постоянной основе

Министерство сельского хозяйства, «Госкомземгеодезкадастр»

Внедрение эффективной системы использования удобрений исходя из почвенно-климатических условий путем расширения деятельности мобильных лабораторий анализа почвы, принятие мер по сохранности и дальнейшему повышению плодородия почв.

9

I квартал 2021 года

«Госкомземгеодезкадастр», Министерство сельского хозяйства, Министерство водного хозяйства, Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана

Внесение изменений и дополнений в Земельный кодекс Республики Узбекистан, предусматривающих:
систематизацию всех действующих нормативно-правовых актов, определяющих инструменты и механизмы защиты прав землепользования.

10

На постоянной основе

Министерство водного хозяйства, «Госкомземгеодезкадастр», Министерство сельского хозяйства

Регулярное ведение мониторинга за мелиоративным состоянием и степенью засоленности земель на основе современных технологий.

11

IV квартал 2020 года

Центральный банк, Министерство сельского хозяйства, Министерство водного хозяйства, Совет фермерских,
дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана

Упрощение порядка использования права аренды земельного участка в качестве залогового обеспечения при получении кредитов и займов, принимая во внимание внедрение рыночных механизмов оценки стоимости земли.

12

I квартал 2021 года

«Госкомземгеодезкадастр», Министерство сельского хозяйства, Министерство водного хозяйства

Реализация, в качестве эксперимента, программы интеграции земель сельскохозяйственного назначения в качестве прилегающих земельных участков с целью повышения эффективности использования земель для фермеров.

13

I квартал 2021 года

«Госкомземгеодезкадастр», Министерство водного хозяйства, Министерство сельского хозяйства, Министерство инвестиций и внешней торговли, Министерство финансов

Разработка и внедрение, в качестве эксперимента, проектов государственно-частного партнерства в сфере орошения с целью повышения эффективности использования земельных и водных ресурсов, привлечения частных инвестиций в сельское хозяйство.

14

II квартал 2021 года

Министерство водного хозяйства

Пересмотр системы управления водными ресурсами.

15

На постоянной основе

Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана, Министерство сельского хозяйства

Ведение мониторинга за результатами внедрения надлежащей сельскохозяйственной и экологической практики (GAEP).

16

IV квартал 2021 года

Министерство сельского хозяйства, «Госкомземгеодезкадастр», Академия наук, Совет Министров Республики Каракалпакстан и хокимияты областей

Оптимизация земельных участков научно исследовательских институтов сельскохозяйственного направления на основе оценки работ с целью определения планов по использованию ими земель в будущем, соответствующих приоритетным задачам в области научных исследований.

17

I квартал 2022 года

Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды, Министерство сельского хозяйства

Укрепление институционального потенциала в области обеспечения биологической безопасности, а также контроля за использованием природных ресурсов, пестицидов и химических средств в сельском хозяйстве.

18

II квартал 2022 года

Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды, Министерство сельскоm хозяйства, Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана

Разработка и внедрение минимальных экологических стандартов и требований на основе надлежащей сельскохозяйственной и экологической практики (GAEP) для ведения мониторинга воздействия сельскохозяйственного производства на состояние экосистем и биотопов.

19

IV квартал 2022 года

Министерство водного хозяйства, Министерство сельском хозяйства, Министерство инновационного развития, Министерство финансов, Узбекпидрогеолопия

Внедрение эффективной системы оплаты за услуги предприятий водного хозяйства, связанные с доставкой воды и его распределением между водопотребителями (водопользователями) путем применения смарттехнологий (мини-измерительных станций и «умных палочек»).

20

II квартал 2023 года

«Госкомземгеодезкадастр», Министерство сельского хозяйства

Создание вторичного рынка с целью обеспечения свободного перехода права землевладения от неэффективных пользователей.

21

I квартал 2023 года

«Госкомземгеодезкадастр», Министерство инвестиций и внешней торговли, Министерство сельского хозяйства, Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана

Разработка инвестиционной программы, направленной на модернизацию инфраструктуры и возможностей учреждений в сфере управления земельными ресурсами, развитие кадастровой системы земель сельскохозяйственного назначения с целью совершенствования механизмов финансирования, основанных на праве землевладения и повышении эффективности мероприятий государственной политики.