Создание благоприятного агробизнес климата и цепочек добавленной стоимости

ТРАНСФОРМАЦИЯ 2030 > Создание благоприятного агробизнес климата и цепочек добавленной стоимости
logo-2

ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ 2

СО3ДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО АГРОБИЗНЕС-КЛИМАТА И ЦЕПОЧЕК ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ:

Важным фактором обеспечения конкурентоспособности сельского хозяйства является развитие цепочек добавленной стоимости. Высокие затраты на сбор, транспортировку, хранение, переработку, упаковку и сертификацию при доставке продукции от поля до конечных потребителей снижают прибыль, получаемую производителями сельскохозяйственной продукции.

Низкий уровень развития пищевой промышленности ограничивает возможности для увеличения объемов производства продукции с высокой добавленной стоимостью. В целях привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры требуются развитые финансовые рынки, благоприятный деловой климат, а также принятие мер, направленных на поддержку производителей и способствующих развитию производственно-сбытовых цепочек. Ограниченность возможностей в переработке и упаковке продукции в дехканских хозяйствах, производящих основную часть экспортируемой плодоовощной продукции, приводит к значительным потерям. Вместе с этим сезонные колебания цен и неустойчивость условий рынка также негативно влияют на их деятельность.

За последние годы со стороны мелких производителей активно направляются инвестиции в современные хранилища и перерабатывающее оборудование за счет различных источников финансирования, в том числе кредитных линий международных финансовых институтов. Несмотря на это, они остаются в значительной степени изолированными от предприятий перерабатывающей промышленности и организаций-экспортеров. По причине недостаточной развитости эффективных механизмов объединения мелких сельскохозяйственных производителей их деятельность остается неорганизованной. Это препятствует достижению высоких экономических показателей, а также ограничивает возможности объединения в цепочки добавленной стоимости.

Наблюдается нехватка лабораторий, оптовых рынков и логистических центров, отвечающих требованиям международных стандартов и требований качества, а также оборудования на таможенных и пограничных пунктах для фитосанитарного контроля продукции плодоовощеводства. Это в свою очередь препятствует увеличению объемов производимой и реализуемой продукции, росту добавленной стоимости и диверсификации видов продукции и географии экспорта.

Необходимо обеспечение безопасности и качества сельскохозяйственной и пищевой продукции путем приведения национальной правовой базы санитарного и фитосанитарного контроля в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации и стандартами целевых международных рынков. Кроме того, недостаточно развиты партнерские отношения между заготовительными, перерабатывающими предприятиями и экспортерами с дехканскими хозяйствами и владельцами приусадебных участков, на долю которых приходится более 70% валовой продукции сельского хозяйства.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ:

Основная цель стратегического приоритета — разработка и эффективная реализация государственной политики, направленной на обеспечение продовольственной безопасности для всего населения. Приоритет направлен на обеспечение населения безопасным и качественным продовольствием по стабильным ценам.

КЛЮЧЕВЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ,

которые планируется осуществить для достижения этих целей, включают:

организация краткосрочных, в том числе дистанционных тренингов для специалистов садоводческих и тепличных хозяйств, разработка и распространение учебных пособий;

гармонизация национальной системы карантина и защиты растений с требованиями Соглашения Всемирной торговой организации по применению санитарных и фитосанитарных мер;

приведение национальной системы защиты здоровья животных и контроля производства  продукции животноводства в соответствие со стандартами Всемирной организации по охране здоровья животных (МЭБ);

создание Инновационного образовательного центра для поддержки развития цепочек добавленной стоимости в сельском хозяйстве на основе передового международного опыта;

разработка механизмов, содействующих внедрению признанных на международных рынках стандартов качества (Global G.A.P, Organic, НАССР и др.);

разработка и внедрение механизмов обратной связи с ведущими агропредприятиями;

определение приоритетов проведения переговоров и реализации торговых соглашений на новых целевых экспортных рынках;

сокращение затрат на транспортировку и маркетинг агропродовольственных товаров на местных и целевых международных рынках;

оценка возможностей для расширения использования бренда ((Made in Uzbekistan)) для продвижения отечественных продовольственных товаров на целевых экспортных рынках;

разработка плана по совершенствованию национальной системы качества продукции;

развитие консультационных услуг, направленных на предоставление информации об экспортных рынках, экспортной готовности, торгового режима и финансирования торговли;

повышение роли дипломатических представительств Республики Узбекистан в процессе сбора информации о целевых рынках и в продвижении торговли агропродовольственной продукцией;

совершенствование системы защиты прав авторов сортов растений (в том числе патентных испытаний);

внедрение единой системы торговли на базе агрологистических центров (на основе аукционных и биржевых торгов);

совершенствование услуг, предоставляемых Центром по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, создание Национального генного банка для хранения новых видов растений;

совершенствование видов услуг, предоставляемых центром по стандартизации сельского хозяйства;

широкое внедрение рыночных механизмов в производстве хлопка-сырца и хлопковотекстильном секторе;

присоединение к Международной конвенции по карантину и защите растений (IPPC);

разработка механизма выделения земельных участков на льготных условиях дехканским хозяйствам в целях стимулирования расширения деятельности;

создание специальной лаборатории для тестирования генетически модифицированных сортов растений с привлечением средств международных финансовых институтов;

дальнейшее стимулирование привлечения инвестиций в торговую инфраструктуру и агрологистические центры, лаборатории пищевой безопасности и санитарной и фитосанитарной системы, необходимое оборудование и инвентарь;

совершенствование системы регистрации пестицидов и максимально допустимых уровней содержания пестицидов (MRL) в соответствии с Международной конвенцией по защите растений и другими соответствующими международными стандартами, обеспечения информацией экспортеров и производителей;

привлечение грантов и средств технического содействия международных финансовых институтов для модернизации материально — технической базы научно-исследовательских институтов в сфере семеноводства и плодоовощеводства;

стимулирование кооперации между производителями сельскохозяйственной продукции и разработка мер по их интеграции в современные производственно-сбытовые цепочки на внутреннем и международных рынках;

формирование объединений (кооперативов и других), координирующих производство сельскохозяйственной продукции и услуг, предоставляемых в этой сфере, принятие оперативных решений и участие в диалоге по формированию отраслевой политики;

обеспечение сотрудничества между сельскохозяйственными объединениями, фермерскими и дехканскими хозяйствами с промышленными перерабатывающими предприятиями (в том числе кластеры);

реализация пилотных инвестиционных программ по поддержке развития и диверсификации малого предпринимательства в аграрной сфере;

разработка стратегии увеличения экспорта на основе результатов оценок отраслей плодоовощеводства и животноводства (первоначально по основным 10 — 15 видам экспортируемой продукции на основе анализа многолетних данных и тенденций рынков);

модернизация системы контроля качества и пищевой безопасности.

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ИНДИКАТОРЫ
Доля объема экспорта продукции, произведенной в рамках партнерства сельскохозяйственных предприятий и объединений
Улучшение позиции Узбекистана в рейтинге Всемирного банка по Глобальному индексу эффективности логистики  (Logistics Performaпce lndex)
blc_2_2
Доля занятых в пищевой и легкой промышленности (в процентах от общего чиcла рабочих мест в сельском хозяйстве)
Увеличение доли переработанной продукции в общем объеме экспорта
blc_2_4
Внедрение и пропаганда
бренда агропродовольственной
продукции Узбекистана
blc_2_5
ДОРОЖНАЯ КАРТА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ

Краткосрочные действия

1

1 марта 2020

Министерство сельского хозяйства, Министерство экономики и промышленности, Ассоциация «Узтекстильпром», АО «Узпахтасаноат»

Оценка деятельности хлопково-текстильных кластеров с целью определения мер по обеспечению эффективного использования сельскохозяйственных земель, совершенствования взаимоотношений между кластерами и фермерами на основе внедрения прозрачных рыночных механизмов, направленных на повышение доходов фермерскиххозяйств.

2

1 марта 2020, в дальнейшем — на постоянной основе

Министерство сельского хозяйства, Министерство инвестиций и внешней торговли, Агентство «Узстандарт»

Разработка механизмов, содействующих внедрению признанных на международных рынках стандартов качества и соответствия (Global G.A.P, Organic, НАССР и др.).

3

1 марта 2020, в дальнейшем — на постоянной основе

Министерство инвестиций и внешней торговли, Министерство сельского хозяйства

Развитие консультационных услуг, направленных на предоставление информации об экспортных рынках, экспортной готовности, торговом режиме и финансировании торговли.

4

30 мая 2020

Государственный комитет ветеринарии и развития животноводства, Министерство сельского хозяйства, Министерство здравоохранения, Агентство «Узстандарт»

Приведение национальной системы защиты здоровья животных и контроля производства продукции животноводства в соответствие со стандартами Всемирной организации по охране здоровья животных (МЭБ).

5

1 июня 2020, в дальнейшем — на постоянной основе

Министерство инвестиций и внешней торговли, Министерство сельского хозяйства, холдинговая компания «Узбекозиковкатхолдинг»

Разработка и внедрение эффективных механизмов взаимодействия с ведущими агропредприятиями. При этом предусматривается:
— определение приоритетов проведения переговоров и реализации торговых соглашений на новых целевых экспортных рынках;
— сокращение затрат на транспортировку и маркетинг агропродовольственных товаров на местных и целевых международных рынках;
— оценку возможностей для расширения использования бренда «Made in Uzbekistan» для продвижения отечественных продовольственных товаров на целевых экспортных рынках;
— разработку подробного плана по совершенствованию национальной системы качества.

6

1 июля 2020

Министерство сельского хозяйства

Совершенствование видов услуг, предоставляемых Центром по стандартизации сельского хозяйства.

7

1 июля 2020

Кабинет Министров, Государственная инспекция по карантину растений, Министерство сельского хозяйства, Министерство инвестиций и внешней торговли

Принятие мер по гармонизации национальной системы карантина и защиты растений с требованиями Соглашения Всемирной торговой организации по применению санитарных и фитосанитарных мер.

8

1 Март, 2020

Министерство сельского хозяйства

Совершенствование услуг, предоставляемых Центром по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, создание Национального генного банка для хранения новых видов растений.

9

1 сентября 2020

Министерство сельского хозяйства, Министерство инновационного развития, заинтересованные министерства и ведомства

Создание Инновационного образовательного центра для поддержки развития цепочек добавленной стоимости в сельском хозяйстве на основе передового международного опыта.

10

1 ноября 2020

Министерство сельского хозяйства, Министерство здравоохранения, Министерство экономики и промышленности, Агентство «Узстандарт», Государственный комитет ветеринарии и развития животноводства, Государственная инспекция по карантину растений

Модернизация системы контроля качества и пищевой безопасности.

11

1 ноября 2020

Министерство сельского хозяйства, Министерство юстиции

Совершенствование системы защиты прав авторов сортов растений (в том числе патентных испытаний).

Средние и долгосрочные действия

12

На постоянной основе

Министерство сельского хозяйства, Агентство «Узстандарт»

Содействие внедрению признанных на международных рынках стандартов качества (Global G.A.P, Organic, НАССР и других).

13

На постоянной основе

Министерство сельского хозяйства, заинтересованные министерства и ведомства

Организация краткосрочных, в том числе дистанционных тренингов для специалистов садоводства и тепличных хозяйств, разработка и обеспечение доставки на места учебных пособий.

14

На постоянной основе

Министерство Инвестиций и внешней торговли, Министерство сельского хозяйства, холдинговая компания «Узбекозиковкатхолдинг»

Разработка и внедрение эффективных механизмов отношений с ведущими сельскохозяйственными предприятиями.
При этом:
– определить приоритетные направления проведения переговоров и реализации торговых соглашений на новых целевых экспортных рынках;
– уменьшить расходы на маркетинг и перевозку агропродовольственной продукции на международных рынках;
– дать оценку возможностей широкого использования бренда «Made in Uzbekistan» для продвижения отечественных продовольственных товаров на целевые экспортные рынки;
– разработать детальный план по совершенствованию национальной системы качества.

15

На постоянной основе

Министерство Инвестиций и внешней торговли, Министерство сельского хозяйства

Развитие деятельности по оказанию консультационных услуг по предоставлению информации об экспортных рынках, экспортной готовности, торговых режимах и торговом финансировании.

17

Ql 2021

Министерство сельского хозяйства, Министерство здравоохранения, Министерство экономики и промышленности, Агентство «Уэстандарт», Государственный комитет по ветеринарии и развитию животноводства, Государственная инспекция по карантину растений

Проведение реструктуризации и модернизации системы продовольственной безопасности и контроля качества на основе анализа имеющейся инфраструктуры.

16

IV квартал 2021

Министерство сельского хозяйства, Министерство инвестиций и внешней торговли, Государственный комитет ветеринарии и развития животноводства

Разработка стратегии увеличения экспорта сельскохозяйственной продукции на внутренний и международный рынки на основе результатов оценки основных секторов плодоовощной и животноводческой продукции (по отношению к экспортируемым 10 — 15 основным видам продукции на основе первичных многолетних данных и анализа тенденций рынка), принимая во внимание органическую продукцию с высоким экспортным потенциалом.

18

III квартал 2021

Министерство экономики и промышленности, Министерство сельского хозяйства, Министерство финансов, Министерство здравоохранения, Государственный комитет по ветеринарии и развитию животноводства

Разработка мер по целевой поддержке развития субъектов предпринимательства , занимающихся хранением и переработкой сельскохозяйственной продукции в сельской местности, а также модернизацией внутренних рынков.

19

II квартал 2021

Министерство экономики и промышленности, Министерство сельского хозяйства, Министерство транспорта

Развитие цепочек добавленной стоимости на основе детальной оценки факторов , ограничивающих развитие с учетом особенностей регионов и мест прямого сосредоточения торговли.

20

IV квартал 2021

Министерство сельского хозяйства, Министерство экономики и промышленности, Ассоциация «Узтекстильпром», АО «Узпахтасаноат»

Проведение оценки деятельности хлоnковотекстильных кластеров с целью определения мер по развитию и стимулированию кластеров во всех отраслях.

21

II квартал 2021

Министерство сельского хозяйства, Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерство инвестиций и внешней торговли, Министерство экономики и промышленности

Внедрение современных информационных технологий по ведению мониторинга за агропродовольственным рынком, ориентированного на ключевые экспортные рынки и приоритетную продукцию. При этом предусмотреть регулярную публикацию информации о ценах на продукцию с целью содействия производителям и перерабатывающим предприятиям при принятии решений.

22

I квартал 2021

Министерство сельского хозяйства, Министерство экономики и промышленности, Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана

Внесение изменений в Земельный Кодекс Республики Узбекистан, предусматривающих возможности предоставления права субаренды и аренды.

23

I квартал 2021

«Госкомземгеодезкадастр», Министерство сельского хозяйства

lntroducing amendments to the Land Code of the Republic of Uzbekistan providing lease and sublease possibilities.

24

IV квартал 2021

Министерство сельского хозяйства, Министерство инвестиций и внешней торговли

Создание специальной лаборатории для проверки генетически модифицированных культур и сортов растений путем привлечения средств международных финансовых институтов.

25

I квартал 2021

Министерство сельского хозяйства, Министерство инвестиций и внешней торговли

Содействие внедрению единой системы торговли (на основе аукционных и биржевых торгов) на базе сети центров агрологистики.

26

IV квартал 2021

Министерство сельского хозяйства

Совершенствование деятельности научно исследовательских институтов, связанных с семеноводством и плодоовощеводством, модернизация их материально-технической базы.

27

July 1 , 2020

Министерство экономики и промышленности, Министерство сельского хозяйства, Министерство инвестиций и внешней торговли, Министерство здравоохранения, Государственный комитет ветеринарии и развития животноводства, Государственная
инспекция по карантину растений

Стимулирование привлечения инвестиций в торговую инфраструктуру, центры агрологистики, лаборатории пищевой безопасности, санитарную и фитосанитарную системы, а также для необходимого оборудования и инвентаря с целью обеспечения минимизации расходов и преодоления технических препятствий, бесперебойной поставки отечественных сельскохозяйственных товаров.