Развитие сельской местности

ТРАНСФОРМАЦИЯ 2030 > Развитие сельской местности

ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ 8

Развитие сельской местности
39
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ:

Приблизительно 16,4 миллиона человек (49,4% от общей численности населения) проживают в сельской местности страны (2018 г.). В стране также высокий уровень рождаемости (23,3 промилле) и, соответственно, в сельской местности имеется избыток рабочей силы. Население в возрасте до 25 лет составляет 45,5%, более 55% населения моложе 30 лет. В сельской местности остаются неразвитыми государственные услуги, а также уровень транспортной и информационнокоммуникационной связанности. Требуется разработка комплексных стратегий и программ, основанных на детальной оценке региональных потребностей и конкурентных преимуществах.

Подавляющая часть мер государственной поддержки, реализуемых в аграрном секторе, направлена напрямую фермерам и другим сельскохозяйственным производителям. Анализ данных по зарубежным странам показывает, что достижение успеха возможно при непосредственной увязке экономического развития сельской местности с развитием сельского хозяйства, а также наблюдается неэффективность реформ, основанных на предоставлении субсидий для решения местных важных социально-экономических проблем.

Существующие программы развития сельской местности, осуществляемые под координацией Министерства экономики и промышленности, как правило, направлены преимущественно на устранение региональных экономических диспропорций в пользу крупных городских центров, секторальная поддержка предоставляется только малой части сельского населения — фермерам и другим предпринимателям, задействованным в сельскохозяйственном производстве, однако сельская местность остается в стороне.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ:

Основной задачей стратегического приоритета является обеспечение устойчивого развития сельской местности.

КЛЮЧЕВЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ,

которые планируется осуществить для достижения этих целей, включают:

реформирование системы государственного управления в сфере развития сельской местности;

проведение детальной оценки реальных потребностей для развития сельской местности;

совершенствование нормативно-правовой базы в целях оказания государственной поддержки, обеспечения защиты интересов, а также децентрализации принятия решений сельских общин;

разработка и реализация в качестве эксперимента прозрачных механизмов грантовой поддержки и привлечения инвестиций для создания и развития несельскохозяйственных предприятий, мобилизации возможностей местных сходов граждан и развития государственно-частного партнерства между местными гражданами, агробизнесом, институтами гражданского общества и государственными органами;

разработка национальной программы развития сельской местности.

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ИНДИКАТОРЫ

Увеличение общего количества малых предприятий (микрофирм) в сельской местности

Увеличение количества предприятий, управляемых молодежью, в сельской местности
Увеличение количества предприятий, управляемых молодежью, в сельской местности

Краткосрочные действия

1

Ежегодно, начиная с 1 марта 2020 года

Министерство инвестиций и внешней торговли, Министерство экономики и промышленности Министерство сельского хозяйства

Публикация каталога сведений и информации о крупных отечественных производителях и переработчиках для содействия экспорту агропродовольственной продукции.

2

1 мая 2020 года

Государственный комитет по статистике, Министерство сельского хозяйства

Внедрение системы интервенционных закупок на внутреннем рынке зерновых колосовых, предусматривающей поэтапное снижение объемов государственного заказа на зерновые.

3

1 июля 2020 года

Министерство сельского хозяйства, Министерство инновационного развития

Разработка государственной программы по развитию «умного сельского хозяйства».

4

30 авrуста 2020 года, в дальнейшем — раз в два года

Государственный комитет по статистике, Министерство сельского хозяйства

Издание сборника сведений (справочника) по ведению фермерского хозяйства, включающего необходимые данные об эффективности производства продукции, государственной поддержке отраслей, трудовом законодательстве, налогообложении, кредитовании и другой необходимой информации.

Средние и долгосрочные действия

5

1 сентября 2020 года

Государственный комитет по статистике, Министерство сельского И хозяйства, Министерство инвестиций и внешней торговли

Принятие плана развития агропродовольственной статистики. При этом предусматривается:
— проведение оценки используемых в секторе информационных и коммуникационных технологий, цифровых услуг и баз данных;
— реализация мер по модернизации материально-технической базы, а также поэтапной цифровизации систем сбора и анализа данных;
— участие в межгосударственном обмене данными в отрасли.

6

30 декабря 2020 года, в дальнейшем — на постоянной основе

Министерство сельского хозяйства, Министерство экономики и промышленности, Министерство инвестиций и внешней торговли, Государственный комитет по статистике

Публикация ежегодного отчета по сельскому хозяйству (Annual agriculture report), включающего информацию о принятых в сфере мерах, достигнутых результатах, а также планируемых мероприятиях государственной политики.

7

I квартал 2020 года

Министерство экономики и промышленности, Министерство занятости и трудовых отношений, Министерство сельского хозяйства, Министерство народного образования, Министерство дошкольного образования, Министерство транспорта, Министерство энергетики, Министерство инвестиций и внешней торговли, Министерство здравоохранения

Разработка и осуществление мониторинга реализации «Концепции устойчивого развития сельских районов на 2020-2025 годы».