Поэтапная диверсификация государственных расходов в поддержку сектора

ТРАНСФОРМАЦИЯ 2030 > Поэтапная диверсификация государственных расходов в поддержку сектора
34

ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ 6

ПОЭТАПНАЯ ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ В ПОДДЕРЖКУ СЕКТОРА
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ:

В настоящее время доля государственных расходов на поддержку сельского хозяйства в Узбекистане от внутреннего валового продукта (1,68%) в три раза больше по сравнению со странами, не входящими в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (0,62 %) со средним уровнем дохода и в десять раз больше, чем у стран членов ОЭСР (0,17 %). Несмотря на это, эффективность и конкурентоспособность сельского хозяйства, а также доходы производителей остаются низкими;

Основная часть государственного финансирования сектора расходуется на ирригацию (63%), используемую для производства хлопчатника и зерновых колосовых. Большая часть бюджетных средств расходуется на оплату электроэнергии для насосных станций, как следствие, полноценно не покрываются расходы на эксплуатацию, содержание, развитие, а также модернизацию ирригационных и дренажных систем. В настоящее время государственное финансирование предоставления услуг общего характера очень низкое и без стратегичекого плана. В бюджетной системе отсутствует связь между международными финансовыми и кредитными программами поддержки сектора (более 3,5 млрд долл. США) с крупными государственными инвестиционными программами или процессами стратегического планирования.

Для развития сельского хозяйства необходимо совершенствовать систему государственного финансирования и повысить объемы выделяемых бюджетных средств для программ и услуг в следующих направлениях: (i) охрана окружающей среды, повышение плодородия почвы и внедрение водосберегающих технологий; (ii) безопасность пищевых продуктов, борьба с болезнями животных, ветеринарные и фитосанитарные услуги; (iii) поддержка различных форм объединений (кооперативы, кластеры, производственные объединения); совершенствование систем мониторинга аграрных рынков и сбора статистических данных, развитие рыночной и транспортнологистической инфраструктуры; (v) развитие системы знаний и иноваций, которая включает в себя прикладные исследования и разработки, образование и информационно-консультационные услуги в области сельского хозяйств.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ:

Основной целью данного стратегического приоритета является повышение эффективности государственных расходов путем перераспределения бюджета на программы по предоставлению услуг, необходимых для развития сельського хозяйства, и внедрения структурных реформ на основе новых приоритетов аграрной политики.

КЛЮЧЕВЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ,

которые планируется осуществить для достижения этих целей, включают:

пересмотр распределения государственных расходов на сельское хозяйство, предусмотрев увеличение выделяемых объемов средств на научно-исследовательскую и научно-конструкторскую деятельность, сеть распространения сельскохозяйственных знаний, а также информационные и консультационные услуги;

проведение детального аудита деятельности всех внебюджетных фондов, связанных с агропродовольственным сектором, и разработка рекомендаций по поэтапной передаче предоставляемых услуг частному сектору;

внедрение программы по расширению возможностей использования средств международного технического содействия в целях обеспечения эффективной реализации среднесрочной бюджетной программы;

глубокий анализ системы налогообложения в сельскохозяйственной сфере и разработка конкретных мер по снижению налоговой нагрузки на производителей сельскохозяйственной продукции.

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ИНДИКАТОРЫ

Основа (2018)

2021

2025

2030

6.1 Увеличение расходов Государственного бюджета на услуги агропродовольственного сектора, не связанные с ирригацией

20% от общих расходов в сфере сельского хозяйства

30 %от общих расходов в сфере сельского хозяйства

35 % от общих расходов в сфере сельского хозяйства

40% от общих расходов в сфере сельского хозяйства

6.2 Поэтапное увеличение расходов Государственного бюджета на исследования в области сельского хозяйства (в процентах от валового сельскохозяйственного продукта)

0.02 %

0.05 %

0.5  %

1 %

6.3 Внедрение системы планирования среднесрочного бюджета

Разработан и утвержден среднесрочный бюджет 2020 — 2022 годы

Реализация среднесрочного бюджета на 2020 — 202 2 годы

Реализация среднесрочных бюджетов на 2022 — 2024 годы и 2025 — 2027 годы

Реализация среднесрочного бюджета на 2028 — 2030 годы

ДОРОЖНАЯ КАРТА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ

Краткосрочные действия

1

1 марта 2020 года

Министерство сельского хозяйства, Министерство финансов, Министерство экономики и промышленности

Отмена системы применения устанавливаемых скидок и надбавок к закупочным ценам на зерно для государственных закупок в зависимости от урожайности зерновых колосовых культур, выращиваемых сельскохозяйственными предприятиями на орошаемых землях.

2

1 июня 2020 года

Министерство сельского хозяйства, Министерство финансов

Пересмотр принципов распределения расходов на финансирование сельского хозяйства, предусмотрев увеличение объемов выделяемых средств на научно-исследовательскую, научно-технологическую и конструкторскую деятельность, а также информационные и консультационные услуги.

3

1 декабря 2020 года

Министерство сельского хозяйства, заинтересованные министерства и ведомства

Разработка рекомендаций по поэтапной передаче предоставляемых услуг, связанных с агропродовольственным сектором, частному сектору.

4

1 марта 2020 года

Министерство финансов, Министерство экономики и промышленности, Министерство сельского хозяйства

Установление до расширения деятельности Фонда государственной поддержки сельского хозяйства при Министерстве финансов Республики Узбекистан процентов по кредитам, выделяемым для финансирования затрат по производству хлопка-сырца и зерновых колосовых урожая 2020 года, в размере 50 процентов основной ставки Центрального банка Республики Узбекистан (из них маржа банка будет составлять 2 процента).

Средние и долгосрочные действия

5

V квартал 2021 года

Министерство сельского хозяйства, Министерство финансов

Внедрение программ по расширению возможностей использования средств международной технического содействия с целью эффективной реализации среднесрочных бюджетных программ.

6

III квартал 2021 года

Министерство сельского хозяйства, Министерство финансов, Государственный налоговый комитет

Разработка рекомендаций по проведению анализа системы налогообложения и снижению налоговой нагрузки на сельхозпроизводителей в сфере сельского хозяйства.

7

IV квартал 2021 года

Министерство сельского хозяйства, Министерство финансов, Министерство инвестиций и внешней торговли, Министерство водного хозяйства, Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана

Расширение номенклатуры инструментов прямой поддержки сельскохозяйственных производителей, начиная с льготных кредитов до комплекса мер поддержки, направленных на ускорение капиталовложений и внутрихозяйственных услуг, а также структурных изменений за счет средств Государственного бюджета.